Cybernetics Wiki
Advertisement

Виртуа́льная психоло́гия – новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система "человек-виртуальная реальность" (СЧВР).

История[]

Это научное направление возникло в восьмидесятые годы ХХ столетия. Родоначальником виртуальной психологии считают Н. А. Носова(1952-2002). В Институте Гуманитарного Образования (ИГИМО) находится Центр виртуалистики, имелся также Центр Виртуалистики Института Человека РАН.(1991-2004). Исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН с 2005 года продолжает дело Центра виртуалистики Института человека РАН [1]. В 2000 г. прошла первая научная конференция по виртуальной психологии в России.

Объект виртуальной психологии[]

Множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства.

Предмет виртуальной психологии[]

В системе "человек-виртуальная реальность" виртуальная психология занимается такими вопросами:

  • Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах,
  • Стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации,
  • Психологическая сущность этой области деятельности,
  • Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации,
  • Поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.

Цель виртуальной психологии - повысить средствами психологии эффективность системы "человек-виртуальная реальность".

Виртуальная команда[]

В мире все больше рабочих задач выполняются виртуальными командами [2]. Это группа таких сотрудников, которые работают через Интернет. Они редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо. Как показала практика (по материалам исследования 55 виртуальных команд из 15 европейских и американских транснациональных компаний), при формировании виртуальных команд нужно соблюдать определенные правила [3], чтобы обеспечить эффективность их работы:

1. Необходимо помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети;

2. Виртуальные команды будут более производительны, если несколько участников знакомы между собой;

3. Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов». «Коммуникаторы» - люди, которые имеют много связей с полезными людьми вне команды. Однако слишком большое количество коммуникаторов может нанести вред команде.

4. Необходимо постоянно следить за наличием коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей членов команды вне ее.

5. Работу над проектом необходимо разбить на ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от степени выполнения другого;

6. Нужно создать веб-сайт, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга;

7. Полезно поощрять общение членов команды, но не принуждать к обязательным сборам;

8. Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими;

9. Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом;

10. В команде должно быть как можно больше добровольцев.

В полном объеме специфика работы виртуальных команд изложена в книге Лей Томпсона [4]{ссылка на платный ресурс}

Психологические аспекты деятельности виртуальных команд составляют предмет психологии виртуального труда.

Структура виртуальной психологии[]

  • Блок технически опосредуемый
  • Блок рефлексии
  • Блок виртуальной эргономики

Ссылки[]

Литература[]

  • Носов Н. Виртуальная психология. – М.,:«Аграф», 2000.
  • Носов Н. Психологические виртуальные реальности.– М.:, Ин-т человека РАН, 1994.
  • Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, N 10.
  • Носов Н.А. Виртуальная цивилизация // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1: - М., 1995.
  • Носов Н.А. Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины// Труды Центра виртуалистики. Вып. 18 – М., 2002.
  • Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001.
  • Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности: - М., 1994.
  • Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7, Труды центра профориентации. - М,: "Путь", 2000.
  • Носов Н.А., Генисаретский О. И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИ-ГА. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып.253. - М. 1986.
  • Хоружий С. "Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности" в книге Хоружий С. О старом и новом -СПб.: Алетейя, 2000
  • Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, 1996. №2.– С. 64-79.
  • Гейтс Билл. Дорога в будущее.- М.: Изд. отд. «Рус. ред.» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1996.
  • Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  • Ломов Б.Ф. Человек и техника (очерки инженерной психологии): - М., «Советское Радио», 1977.
  • Томпсон, Лей. Создание команды. -М: Вершина, 2006. ISBN 5-9626-0108-4
  • The Oxford Handbook of Internet Psychology. Oxford University Press.
  • Fraser J.T. Of Time, Passion, and Knoledge.-New York: Braziller, 1975.
Advertisement