Cybernetics Wiki
Advertisement
Георгий Геннадиевич Малинецкий
150px
Дата рождения:

1956(1956)[[Категория:Родившиеся в 1956 году ]]

Место рождения:

Уфа, БАССР, СССР

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Россия Россия
Научная сфера:

прикладная математика, нелинейная динамика, методы анализа данных

Место работы:

Институт прикладной математики

Альма-матер:

МГУ

Известен как:

работами по синергетике

Сайт:

[1]

Малинецкий Георгий Геннадиевич (род. 1956, Уфа) — российский математик. Доктор физико-математических наук, профессор, заместитель директора Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (ИПМ), руководитель сектора «Нелинейная динамика» ИПМ. Координатор Программы "Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики" Президиума РАН (совместно с А.А.Акаевым и А.В.Коротаевым) [2]. Член редакционной коллегии журнала Рефлексивные процессы и управление и альманаха История и Математика. Редактор серии «Синергетика: из прошлого в будущее» издательства «УРСС». Лауреат премии Ленинского комсомола (1985) и премии Правительства Российской Федерации в области образования (2002).

Образование[]

В 1973 году закончил уфимскую среднюю школу № 62. В 1979 году закончил с отличием физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра математики).

В 1982 году закончил аспирантуру ИПМ АН СССР и защитил кандидатскую диссертацию, в 1990 году — докторскую.

Области научных интересов и основные научные достижения[]

  • Прикладная математика,
  • математическое моделирование нелинейных процессов,
  • нелинейная динамика,
  • компьютерный анализ и прогноз поведения сложных систем,
  • методы анализа данных,
  • математическое моделирование исторических процессов, клиодинамика.

Автор более 350 научных работ.

Первые работы Г.Г. Малинецкого в ИПМ им. М.В. Келдыша РАН в 1977-1982 гг. были связаны с анализом нестационарных диссипативных структур, развивающихся в режиме с обострением, в нелинейных системах типа реакция-диффузия. Г.Г. Малинецким был исследован широкий круг проблем лазерной термохимии и теории СВЧ-пробоя. Выделен класс задач, в которых на развитой стадии могут возникать пространственно локализованные диссипативные структуры. Построенная теория позволила обнаружить предсказанные эффекты при воздействии лазерного излучения небольшой мощности на поверхность металлов.

В 1989-1994 гг. им были получены принципиальные результаты в области прогноза поведения сложных систем. Были разработаны эффективные вычислительные алгоритмы оценки количественных характеристик динамического хаоса по временному ряду наблюдений, широко применяемые в настоящее время. Эти методы были эффективно использованы при решении ряда задач геофизики, гидродинамики, медицинской диагностики. Был предложен ряд новых подходов к прогнозу редких катастрофических событий. В частности, были разработаны новые модели теории самоорганизованной критичности и распознающие нейронные сети с хаотическим поведением элементов. Применение последних резко снижает возможность ложного распознавания образов и вероятность эффекта "ложной памяти".

В 1993-2003 гг. под его руководством выполнен ряд принципиальных работ по моделированию и прогнозу развития высшей школы. Им были предложены новые классы математических моделей — динамические системы с "джокерами" и нейронные сети с переменной структурой связей, которые оказались эффективными при анализе ряда проблем теории риска, математической психологии, большого класса социальных процессов.

Монографии[]

  • Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. — М.: «Наука», 2000.
  • Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент. Введение в нелинейную динамику. 3-е изд. — М.: «УРСС», 2001.
  • Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. — М.: «УРСС», 2005.
  • Нелинейная динамика: подходы, результаты, надежды. — М.: «УРСС», 2006.

Статьи[]

Ссылки[]

Advertisement