Cybernetics Wiki
Advertisement

Обучение с подкреплением (англ. reinforcement learning ) — способ постановки эксперимента, в ходе которого испытуемая система (агент) обучается, при поведение и взаимодействии в некоторой среде. Откликом среды (а не специальной системы управления подкреплением, как это происходит в обучении с учителем) на принятые решения являются сигналы подкрепления. Поэтому такое обучение является частным случаем обучения с учителем, где учителем является среда или ее модель. Но так же нужно иметь в виду, что некоторые правила подкрепления базируются на таких не явных учителях, например в случае ИНС только на одновременной активности формальных нейронов, из-за чего их можно отнести к обучению без учителя.

Среда и агент[]

Агент воздействует на среду, а среда воздействует на агента. О такой системе говорят, что она имеет обратную связь. Такую систему нужно рассматривать как единое целое, и поэтому линия раздела между средой и агентом достаточно условна. Конечно, с анатомической или физической точек зрения между средой и агентом (организмом) существует вполне определенная граница, но если эту систему рассматривать с функциональной точки зрения, то разделение становится не четким. Например, резец в руке скульптора можно считать либо частью сложного биофизического механизма, придающего форму куску мрамора, либо частью материала, которым пытается управлять нервная система.

Система подкрепления и ее виды[]

Розенблатт пытался классифицировать различные алгоритмы обучения, называя их системами подкрепления.[1] Он даёт следующее определение:

Системой подкрепления называется любой набор правил, на основании которых можно изменять с течением времени матрицу взаимодействия (или состояние памяти) перцептрона.

Кроме классического метода обучения перцептрона - метода коррекции ошибки, которого можно отнести к обучению с учителем, Розенблатт также ввёл понятие об обучении без учителя, предложив несколько способов обучения:

  • Альфа-системой подкрепления называется система подкрепления, при которой веса всех активных связей , которые ведут к элементу , изменяются на одинаковую величину r, а веса неактивных связей за это время не изменяются.
  • Гамма-системой подкрепления называется такое правило изменения весовых коэффициентов некоторого элемента, при котором веса всех активных связей сначала изменяются на равную величину, а затем из их всех весов связей вычитается другая величина, равная полному изменению весов всех активных связей, деленному на число всех связей. Эта система обладает свойством консервативности относительно весов, так как у нее полная сумма весов всех связей не может ни возрастать, ни убывать.

Примечания[]

  1. Розенблатт, Ф., с. 85—88.

Литература[]

См. также[]

Advertisement