Cybernetics Wiki
Advertisement
Илья Романович Пригожин
Дата рождения:

25 января 1917

Место рождения:

20px Москва, Российская империя

Дата смерти:

28 мая 2003

Место смерти:

20px Остин, Техас, США

Гражданство:

20px Российская империя

Научная сфера:

химия, физика

Место работы:

20px Брюссель, Бельгия (1942—196?)
20px Остин, Техас, США (196?—2003)

Альма-матер:

Брюссельский свободный университет (фр. Université Libre de Bruxelles )

Известен как:

первооткрыватель диссипативных структур

Награды и премии

лауреат Нобелевской премии по химии, иностранный член Академии наук СССР

Илья́ Рома́нович Приго́жин (фр. Ilya Prigogine

25 января 1917, Москва, Российская империя — 28 мая 2003 Остин, Техас) — бельгийский и американский физик и химик российского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года.

Илья Романович Пригожин родился 25 января 1917 года в Москве вторым сыном в семье фабриканта, выпускника химического отделения Императорского Московского технического училища[1] Рувима Абрамовича Пригожина и пианистки, студентки Московской консерватории Юлии Вихман[2]. В 1921 году семья эмигрировала из Советской России сначала в Литву, а через год обосновалась в Берлине. Однако с ростом антисемитских настроений в Германии, уже через несколько лет (1929) Пригожины решили поселиться в Бельгии, где Илья в 1941 году окончил брюссельский университет (Université Libre de Bruxelles). Его учителем химии был Ярославцев Валентин Михайлович. С начала 1960-х годов Пригожин жил в городе Остин (штат Техас), где он в 1967 году основал Центр по изучению сложных квантовых систем (Center for Complex Quantum Systems), которым руководил до конца жизни.

Основная масса его работ посвящена неравновесной термодинамике и статистической механике необратимых процессов. Одно из главных достижений заключалось в том, что было показано существование неравновесных термодинамических систем, которые при определённых условиях, поглощая вещество и энергию из окружающего пространства, могут совершать качественный скачок к усложнению (диссипативные структуры). Причём такой скачок не может быть предсказан, исходя из классических законов статистики. Такие системы позже были названы его именем. Расчёт таких систем стал возможен благодаря его работам, выполненным в 1947 году.

Доказал одну из основных теорем термодинамики неравновесных процессов — о минимуме производства энтропии в открытой системе.

В 1982 году Пригожин становится иностранным членом Академии наук СССР. Его работы многократно переводились на русский язык. К его работам обращаются многие ученые, не только физики и химики, но и биологи, палеонтологи и математики, историки, филологи.

Труды[]

См. также[]

  • Ячейка Бенара

Примечания[]

  1. Выпускники МГТУ. Рувим Абрамович Пригожин до переезда в Москву также окончил могилёвское реальное училище.
  2. «Устойчивое развитие. Наука и Практика», № 2/2003

Литература[]

Шаблон:Нобелевская премия по химии 1976—2000

Advertisement