Cybernetics Wiki
Advertisement

«Су́мма техноло́гии» (Summa Technologiae) — значительная работа XX века по футурологии, opus magnum польского философа, футуролога и писателя-фантаста Станислава Лема, написана в 1963 году (впоследствии неоднократно перерабатывалась). Названа с аллюзией на Summa Teologiae св. Фомы Аквинского.

«Сумма технологии» оказала большое влияние на читателей в Советском Союзе, где была переведена и опубликована в 1968 году. Со временем всё яснее становится огромная значимость книги в интеллектуальном контексте XX века. Полному признанию её роли препятствует то обстоятельство, что за исключением некоторых фрагментов «Сумма технологии» пока что не переведена на английский язык.

Содержание[]

Отличие «Суммы технологии» от большинства футурологических работ состоит в том, что в ней доминирует вопрос: «Зачем Будущее», то есть при относительно малом внимании «предсказанию» конкретных изобретений и открытий с попытками угадать, когда это произойдёт, в основном книга посвящена общим и масштабным рассуждениям о путях развития науки, технического прогресса, человеческого вида, общества и морали, включая сюда как задачи ближайших десятилетий, так и проблем, отдалённых на тысячелетия. При этом «Сумма» написана по большей части с технологических позиций, которые Лем обозначает как «подход Конструктора», что позволяет ему каждый раз не только поднимать проблемы, но и с тем или иным успехом отыскивать пути возможного их разрешения.

Основное содержание книги разбито на восемь глав:

  1. Дилеммы — небольшое введение в проблематику «предсказаний будущего»;
  2. Две эволюциитехносоцио- и биоэволюция;
  3. Космические цивилизациитехнологические цивилизации и разумная жизнь в Космосе и на Земле;
  4. Интеллектроникакибернетика, «информационные технологии», кибернетическое управление обществом, религиозно-метафизическая информация, «искусственный разум», значение «значения»;
  5. Пролегомены к всемогуществуконструирование Всего: возможность и осуществимость;
  6. Фантомология — «виртуальная реальность»/цивилизация/общество, цереброматика, телетаксия Фантоматика и фантопликация, «размножение» личности;
  7. Сотворение миров — развитие науки и прирост знания, выращивание информации: возможность и осуществимость, конструирование языка, конструирование «того света» и Универсума;
  8. Пасквиль на эволюцию — подходы к конструированию Человека, принципиальное несовершенство Природы, перспективы реконструкции Человека.

В Заключении, дописанном для советского издания книги, помимо прочего рассматриваются подходы к конструированию человеческого общества.

См. также[]

  • Шаблон:Translation - труд Фомы Аквинского
  • Summa logicae (англ.) - труд У. Оккама
  • Summa logicae - труд Ламберта из Оксерра

Шаблон:Лем, Станислав

Advertisement