Cybernetics Wiki
Advertisement

Тео́рия управле́ниянаука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Основами теории управления являются кибернетика и теория информации.

Суть теории управления: на основе системного анализа составляется математическая модель объекта управления (ОУ), после чего синтезируется алгоритм управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

Данная область знаний хорошо развита и находит широкое применение в современной технике. В социально-экономических системах управление является деятельностью по организации деятельности (см. "Методология").

Определение и задачи[]

Кибернетика установила, что управление присуще только системным объектам. Общим в процессах является его антиэнтропийный характер, направленность на упорядочение системы.

Процесс управления можно разделить на несколько этапов:

  1. Сбор и обработка информации.
  2. Анализ, систематизация, синтез.
  3. Постановка на этой основе целей. Выбор метода управления, прогноз.
  4. Внедрение выбранного метода управления.
  5. Оценка эффективности выбранного метода управления (обратная связь).

Конечной целью теории управления является универсализация, а значит согласованность, оптимизация и наибольшая эффективность функционирования систем.

Терминология[]

Терминология современной теории управления отражена в Глоссарии по проблемам управления.

Методы управления[]

Методы управления, рассматриваемые теорией управления техническими системами и другими объектами, базируются на трех фундаментальных принципах: принцип разомкнутого управления, принцип компенсации, принцип обратной связи.

Управление можно разделить на два вида:

  • стихийный: воздействие происходит в результате взаимодействия субъектов (синергетическое управление);
  • сознательный: планомерное воздействия объекта (иерархическое управление).

При иерархическом управлении цель функционирования системы задается её надсистемой.

Примеры современных методов управления:

Внедрение выбранного метода управления[]

При внедрении чего-нибудь нового всегда существует предрасположенность к возникновению революционной ситуации, когда «верхи не могут управлять по-новому, а низы не желают жить по-старому». Поэтому должен быть разработан также алгоритм переходного процесса, который обеспечил бы бесконфликтный переход систем к новому для них виду функционирования.

Классификация[]

Имеются четыре наиболее общих подхода к теории управления:

  • Процессный подход основывается на идее существования некоторых универсальных функций управления.
  • Системный подход сложился на базе общей теории систем: система — это некая целостность, состоящая из взаимозависимых посукадсистем, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.
  • Ситуационный подход рассматривает любую организацию как открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой, следовательно, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне её, т. е. в той ситуации, в которой она реально функционирует.
  • Универсальный подход сложился на базе научной школы Универсологии, теории Универсального управления, теории переходных процессов, теории относительности сознания, и рассматривает любую систему в совокупности ее вертикальных и горизонтальных связей.

История[]

Поскольку самыми главными проявлениями управления являются государство и власть, то наука об управлении издревле была объектом повышенного внимания.

Теория (автоматического) управления техническими системами появилась во второй половине XIX в. В связи с развитием паровых машин, потребовались регуляторы, которые могли бы автоматически поддерживать установившийся режим их работы. Универсальность математических методов, полученных в данной теории, перевела ее в область наук, занимающихся изучением абстрактных математических объектов, а не их конкретных технических реализаций.

Родоначальником непосредственно «теории управления» можно считать Александра Михайловича Ляпунова.

Ссылки[]

Литература[]

Advertisement