Cybernetics Wiki
Advertisement

Энтропи́я (от греч. ἐντροπία — поворот, превращение) — понятие, впервые введённое в термодинамике для определения меры необратимого рассеивания энергии. Термин широко применяется и в других областях знания: в статистической физике — как мера вероятности осуществления какого-либо макроскопического состояния; в теории информации как мера неопределённости какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы; в исторической науке, для экспликации феномена альтернативности истории (инвариантности и вариативности исторического процесса). Для более основательного понимания этого термина, применительно к конкретному контексту, следует обратиться к статье о понятии "энтропия" в соответствующей научной дисциплине:

Значение/употребление в различных дисциплинах[]

  • Термодинамическая энтропия — функция состояния термодинамической системы.
  • Информационная энтропия — мера неопределённости источника сообщений, определяемая вероятностями появления тех или иных символов при их передаче.
  • Энтропия динамической системы — в теории динамических систем, мера хаотичности в поведении траекторий системы.
  • Энтропия отражения — часть информации о дискретной системе, которая не воспроизводится при отражении системы через совокупность своих частей.
  • Культурная энтропия — это часть энергии, направленная на ссоры, интриги, переживания обид и шуточки над коллегами.
  • Номера энтропии используются в математической теории метрических пространств для измерения размеров наборов (и, частично, фракталов).
  • Энтропия в теории управления — мера неопределённости состояния или поведения системы в данных условиях.
  • Энтропия (настольная игра) — одна из двух настольных игр, известных под именем Entropy, созданных Эриком Соломоном (Eric Solomon) в 1977 г. или Августином Каррено (Augustine Carreno) в 1994 г.
  • Энтропия (сеть) — децентрализованная пиринговая сеть, разработанная с целью быть стойкой к цензуре.
  • Энтропия в биологической экологии — единица измерения биологической вариативности.
  • Журнал «Энтропия» — международный междисциплинарный журнал на английском языке об исследованиях энтропии и информации.

Энтропия — функция состояния системы, равная в равновесном процессе количеству теплоты сообщённой системе или отведённой от системы, Термодинамической температуре системы

Энтропия — связь между макро и микро состояниями, единственная функция в физике, которая показывает направленность процессов. Функция состояния системы, которая не зависит от перехода из одного состояния в другое, а зависит только от начального и конечного положения системы.

Литература[]

  • Шамбадаль П. Развитие и приложение понятия энтропии. – М.: Наука, 1967. – 280 с.
  • Мартин Н., Ингленд Дж. Математическая теория энтропии. М.: Мир, 1988. 350с.
  • Хинчин А. Я. Понятие энтропии в теории вероятностей. "Успехи математических наук" 1953, Том. 8. Вып. 3. стр.2-20.
  • Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций., М.,1973.
  • Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
  • Брюллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1960.
  • Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  • Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968.
  • Де Гроот С., Мазур П. Неравновесная термодинамика. М., 1964.
  • Зоммерфельд А. Термодинамика и статистическая физика. М., 1955.
  • Петрушенко Л. А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М., 1974.
  • Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1965.
  • Яглом А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация. М., 1973.
  • Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. – М.: Наука, 1986. – 192 с

См. также[]

Ссылки[]

Advertisement