Cybernetics Wiki
Advertisement
GNU Chess
Тип Шахматы
Разработчик Chua Kong-Sian,
Stuart Cracraft
Написана на C
ОС GNU и другие UNIX‐подобные, Microsoft Windows, DOS, OS/2 и другие
Версия 5.07 — 2003-08-07
Лицензия GPL
Сайт gnu.org/software/chess/

GNU Chess (/ˈgnuː ʧɛs/) — бесплатная свободная шахматная программа, написанная на языке C.

GNU Chess сама по себе имеет текстовый интерфейс, и для комфортной игры нужно использовать одну из графических оболочек, например, XBoard (англ.) или WinBoard, Pychess (англ.).

Поиск следующего хода[]

Основан на модификации профессора Тони Марсланда, внесённой им в алгоритм альфа-бета минимакса, и называемой Поиском Основных Отклонений (Principal Variation Search — PVS). Этот алгоритм работает надёжно и достоверно.

Оценка позиции начиная с 5-х версий программы немного отличается от более ранних. Ранние версии использовали таблицы «фигура-поле» с неполной оценкой конечных узлов (end-leaf). Это таблицы, заполненые значениями, которые соответствуют важности присутствия фигур на данном поле. Таблица заполнялась один раз в начале поиска хода.

Недостаток таблиц «фигура-поле» в том, что информация обычно становится менее и менее значимой по мере роста глубины поиска, потому что позиция на доске меняется слишком быстро. С увеличением быстродействия компьютеров становится возможен всё более глубокий поиск, и таким образом таблицы могут вводить программу в заблуждение, выдавая ходы, не соответствующие позиции.

Совсем недавно произошёл возврат к идее, которую поддерживают разработчики GNU Chess: полный обсчёт конечных узлов. Далее, GNU Chess использует битовые доски для представления свойств шахматной доски. Это напоминает нам прошлое на заре компьютерных шахмат, когда гигантские электронно-вычислительные машины 1960-х использовали растровые изображения (битовые карты) для описания позиций.

При оценке хода помимо стандартных оценок полученных, исходя из комбинирования битовых досок, используются более ресурсоёмкие, но очень важные вычисления возможных перемещений короля и пешек.

Рейтинг[]

GNU Chess не имеет официального рейтинга Эло. На бесплатном шахматном интернет-сервере freechess.org, блиц-рейтинг GNU Chess версии 5.04, работающей на компьютере на базе процессора Cyrix 166Mhz (эквивалент Pentium 200MHz), с настройками по умолчанию превысил 2100 пунктов (рейтинги сильнейших шахматистов превышают 2700).

GNU Chess на других платформах[]

Разработчики GNU Chess получали отзывы, что их детище действительно компилируется и запускается также на платформах DOS и OS/2 c использованием инструментария EMX.

См. также[]

  • UCI (англ. Universal Chess Inteface

) — свободно распространяемый коммуникационный протокол, позволяющий движкам шахматных программ взаимодействовать с их графическим интерфейсом.

Ссылки[]

  • GNU Chess (англ.). — Официальный сайт. Проверено 31 октября 2008.
  • M. Shuaib Khan Chess engines for Linux (англ.). VA Software (2007-03-22). Проверено 31 октября 2008.
Advertisement