Cybernetics Wiki
Advertisement
Rybka
Тип Шахматная программа
Разработчик Васик Райлих
ОС Windows
Версия 3 — August 6, 2008 [1]
Лицензия Проприетарное программное обеспечение
Сайт rybkachess.com

Rybka — шахматная программа, разработанная международным мастером Васиком Райлихом. В мае 2008 Rybka стала сильнейшей шахматной программой во всех известных рейтинг-листах [2][3][4][5][6], превосходя второе место в среднем на 100 ELO пунктов, и выиграла множество официальных Компьютерных шахматных турниров, включая Мировой компьютерный шахматный чемпионат в 2007, 2008 и 2009. Rybka поддерживает однопроцессорный и многопроцессорный режим. Всего поддерживается до 2048 ядер. Существуют как 32-битные, так и 64-битные версии программы.

Название[]

Слово Rybka переводится с русского языка, чешского языка, болгарского языка, польского языка, словацкого языка как «рыбка». В интервью на вопрос Александра Шмидта: «Вы выбрали имя Rybka, потому что программа всегда выскальзывает из рук будто рыбка?», Васик Райлих ответил: «Что касается имени Rybka, я прошу прощения, но это останется моей маленькой тайной.»[7] Существует предположение, что «Rybka» — ласковое имя его жены.

Сила игры[]

Rybka 2.2n2 (доступна для бесплатной загрузки) имела рейтинг 3110 Elo[8] на 4-х ядерном процессоре, а Rybka 3 была примерно на 100 Elo сильнее, чем 2.2n2[9]. Текущая версия Rybka использует мультипроцессорность, увеличивая рейтинг примерно на 50 Elo при удвоении процессоров.[10]

26 сентября 2008 вышел последний SSDF рейтинг-лист, с Deep Rybka 3 на первом месте с рейтингом 3238.

Оценивающая функция Rybka рассматривается, как одно из главных преимуществ среди конкурирующих программ.[11][12]

Эффективная разработка Rybka заключается в bitboard предоставлении программой дополнительных 60 % эффективности, когда при запуске в 64-битном режиме, она увеличивает рейтинг приблизительно на 40 Elo пунктов.

Внутренние качества[]

Rybka — программа с закрытым исходным кодом, однако некоторые детали известны: Rybka использует bitboard шахматное представление[13] и искатель альфы — беты с относительно большим окном стремления.[14] Оно использует очень агрессивное сокращение, приводя к несбалансированным деревьям поиска.[15] Детали функции оценки неизвестны, но начиная с версии 2.3.1 она включала работу гроссмейстера Ларри Кауфмана о материальной неустойчивости, большая часть которой была решена в его трудах в 90-ых.[16]

Rybka была обвинена в том, что была основана на Fruit, но Райлих категорически опроверг это утверждение.[17]

Создатели[]

Файл:Iweta and Vasik Rajlich-01.jpg

Ивета и Васик Райлихи

Команда Rybka необычна среди создателей компьютерных шахматных программ наличием среди ее главных участников сильных шахматистов. Васик Райлих — главный автор Rybka является международным мастером (IM). GM Ларри Кауффман, в 2008 победив на чемпионате мира для лиц старше 60 лет, начиная с версии 2.3, отвечает за функцию оценки. Ивета Райлих — главный тестер и идейный вдохновитель программы Rybka является женщиной-гроссмейстером (WGM) и международным мастером (IM). Йерун Номен (использовавший в работе программу Rebel) и Даг Нильсен — авторы дебютных книг, сильнейшие игроки в продвинутые шахматы.

Гандикап-матчи Rybka против гроссмейстеров[]

Впервые Rybka выиграла гандикап-матч у GM Яана Эльвеста, которому было предложено преимущество в пешку GM Ларри Кауфманом из команды Rybka, обещавшего собственные деньги, если человек сможет выиграть у Rybka в шести играх матча без материального преимущеста. GM Яан Эльвест позже повторно сыграл с Rybka, взяв двойное время на обдумывание ходов и белый цвет в каждой партии, при этом Rybka имела трех-ходовую дебютную книгу, ограниченный размер хэша (512 Мб) и не имела эндшпильных окончаний (матч назывался «Все, кроме пешки»). Матч закончился со счетом 4.5-1.5 после трех побед Rybka и трех ничей.[18]

В марте 2007, Rybka играла гандикап-матч из восьми партий против GM Романа Джинджихашвили черными «без пешки и хода», с 3 марта по 8 марта. Результат был 4-4, после 2 побед Rybka, 4 ничей и 2 поражений.[19]

В сентябре 2008, Rybka играла гандикап-матч против Вадима Милова, своего сильнейшего соперника в подобных матчах (Милов на тот момент имел рейтинг 2705 Elo, 28-мой в мире). Результат был победой, доставшейся Милову с трудом. В двух обычных партиях Милов проиграл Rybka белыми без преимущества 1½-½. Имея преимущество «в пешку и ход», он выиграл 1½-½, и победил 2½-1½ (3 ничьи, 1 победа), когда играл черными без коня, а Rybka без ладьи.[20]

Версии[]

  • 20xx-xx-xx Rybka 4
  • 2009-xx-xx Rybka 3+
  • 2008-07-29 Rybka 3 UCI
  • 2007-06-19 Rybka 2.3.2a UCI
  • 2007-03-02 Rybka 2.3.1 UCI
  • 2007-02-15 Rybka 2.3 и 2.3LK (Ларри Кауффман) UCI
  • 2006-11-10 Rybka 2.2 UCI
  • 2006-09-26 Rybka 2.1o UCI
  • 2006-07-17 Rybka 2.1 UCI
  • 2006-06-10 Rybka 2.0 Beta
  • 2005-10 Rybka 1.0 Beta

Противоречия со Strelka[]

В мае 2007 года появилась новая шахматная программа Strelka, предложенная Юрием Осиповым. Вскоре, возникли утверждения, что Strelka была клоном Rybka 1.0 beta, в том смысле, что это была перепроектированная и немного измененная версия Rybka.[21] Несколько игроков нашли, что Strelka привела к идентичному анализу с Rybka во множестве различных ситуаций, даже имея те же самые ошибки и слабости в некоторых случаях. Осипов, однако, неоднократно заявлял на форумах, что Strelka была основана на Fruit, не Rybka, и что любые общие черты были или потому что Rybka также была основана на Fruit, или потому что он настроил функцию оценки, чтобы быть так близко к Rybka насколько возможно.[22][23]

С выпуском Strelka 2.0 beta был включен исходный код. Создатель Rybka, Райлих, заявил, что код указал на «очевидность» того, что Strelka 2.0 beta была клоном Rybka 1.0 beta, хотя не без некоторых усовершенствований определенных областей. На основе этого он назвал код своим собственным и намеревался повторно выпустить его под собственным названием,[24] хотя позже он этого не сделал. Он также утверждал, что «Yuri Osipov» был псевдонимом.

Авторы рейтинга CCRL исключили Strelka из официального списка, посчитав её разновидностью программы Rybka.[25] Авторство Осипова поддерживают Bryan Hofmann, Dann Corbit и Сергей Марков (Sergei S. Markoff), которые имели возможность познакомиться с исходными файлами.[26]

Примечание[]

Внешние ссылки[]

Advertisement