Cybernetics Wiki
Advertisement

TF-IDF (от англ. TF — term frequency, IDF — inverse document frequency ) — статистическая мера, используемая для оценки важности слова в контексте документа, являющегося частью коллекции документов или корпуса. Вес некоторого слова пропорционален количеству употребления этого слова в документе, и обратно пропорционален частоте употребления слова в других документах коллекции.

Мера TF-IDF часто используется в задачах анализа текстов и информационного поиска, например, как один из критериев релевантности документа поисковому запросу, при расчёте меры близости документов при кластеризации.

Структура формулы[]

TF (term frequency — частота слова) — отношение числа вхождения некоторого слова к общему количеству слов документа. Таким образом, оценивается важность слова в пределах отдельного документа.

,

где есть число вхождений слова в документ, а в знаменателе — общее число слов в данном документе.

IDF (inverse document frequency — обратная частота документа) — инверсия частоты, с которой некоторое слово встречается в документах коллекции. Учёт IDF уменьшает вес широкоупотребительных слов.

,[1]

где

  • |D| — количество документов в корпусе;
  • — количество документов, в которых встречается (когда ).

Таким образом, мера TF-IDF является произведением двух сомножителей: TF и IDF.

Большой вес в TF-IDF получат слова с высокой частотой в пределах конкретного документа и с низкой частотой употреблений в других документах.

Числовое применение[]

Существуют различные формулы, основанные на методе TF-IDF. Они отличаются коэффициентами, нормировками, использованием логарифмированных шкал. В частности, поисковая система Яндекс долгое время использовала нормировку по самому частотному термину в документе[1].

Одной из наиболее популярных формул является формула BM25[2].

Пример[]

Если документ содержит 100 слов и слово[2] «заяц» встречается в нём 3 раза, то частота слова (TF) для слова «заяц» в документе будет 0,03 (3/100). Одним из вариантов вычисления частоты документа (IDF) определяется как количество документов содержащих слово «заяц», разделенное на количество всех документов. Таким образом, если «заяц» содержится в 1000 документов из 10 000 000 документов, то частота документа (DF) будет равной 0,0001 (1000/10000000). Для расчета окончательного значения веса слова необходимо разделить TF на DF (или умножить на IDF). В данном примере, TF-IDF вес для слова «заяц» в коллекции документов будет 300 (0,03/0,0001).

Применение в модели векторного пространства[]

Мера TF-IDF часто используется для представлении документов коллекции в виде числовых векторов, отражающих важность использования каждого слова из некоторого набора слов (количество слов набора определяет размерность вектора) в каждом документе. Подобная модель называется векторной моделью (VSM) и даёт возможность сравнивать тексты, сравнивая представляющие их вектора в какой либо метрике (евклидово расстояние, косинусная мера, манхэттенское расстояние, расстояние Чебышева и др.), т. е. производя кластерный анализ.

Примечания[]

  1. В некоторых вариантах формулы не используется логарифмирование.
  2. Обычно перед анализом документа слова приводятся морфологическим анализатором к нормальной форме.

Литература[]

См. также[]

  • TF
  • Закон Ципфа
  • Частотность

Ссылки[]

Advertisement